Кариес зуба

Кариес— это патологический инфекционный процесс, вызываемый бактериями, которые находятся в полости рта, и характеризующийся нарушением целостности твердых тканей зуба.

Кариес можно разделить по стадии распространения на:
  • Начальный кариес. Диагноз «начальный кариес» ставится тогда, когда присутствует процесс деминерализации эмали, но целостность эмали еще не нарушена. Такой кариес еще называют кариесом в стадии пятна. Такой кариозный процесс выглядит как белое пятно матового цвета. В дальнейшем такой кариес при неблагоприятных условиях может развиться в поверхностный кариес.
  • Поверхностный кариес. При благоприятных условиях деминерализация останавливается, и белое кариозное пятно пропитывается пигментом и становится темным. Начальный кариес обратим и лечится ремотерапией, иначе говоря, такое белок пятно можно реминерализовать и вылечить. Поверхностный кариес — это полость в пределах эмали. Целостность ткани в данном случае уже нарушена и сама по себе восполниться не может. Зубы с поверхностным кариесом могут реагировать на сладкое.
  • Средний кариес— это кариес, который распространился глубже в область эмали и дентина. Такие зубы реагируют на сладкое, в кариозную полость может попадать пища, могут возникать болезненные ощущения. При среднем кариесе на гистологическом уровне уже наблюдается незначительный воспалительный процесс в пульпе -полости дуба.
  • Глубокий кариес характеризуется обширным разрушением эмали и дентина, но кариозная полость не сообщается с полостью зуба, однако при глубоком кариесе в пульпе всегда есть хроническое воспаление, явления хронического пульпита. Такие зубы реагируют на сладкое, холодное, горячее кратковременными болевыми ощущениями.

Лечение кариеса на стадии пятна подразумевает ремотерапию и наблюдение.

Поверхностный кариес лечится или наблюдается в зависимости от локализации, но в большинстве случаев обработкой кариозной полости с последующим пломбированием.

Средний и глубокий кариес всегда лечится механической обработкой и пломбированием с учетом воспалительных процессов в пульпе. Лечение глубокого кариеса зачастую заканчивается эндодонтическим лечением.

Кариозная полость может располагаться на разных поверхностях зуба. Типичной локализацией кариеса на  зубах жевательной группы являются фиссуры -бороздки на жевательной поверхности, контакнтые поверхности-поверхности зубов, которые контактируют между собой, а также пришеечная зона. Все эти зоны объединяет то, что они являются ретенционными пунктами для