Лечение бруксизма

Бруксизмом в стоматологии называют скрежет зубами.

Бруксизм может быть как у ребенка, так и у взрослого, в ночное и/или дневное время.

Многочисленные исследования показали, что  бруксизм у ребенка до 12 лет считается физиологической нормой и определенным образом даже помогает развитию и росту челюстей, в то время как бруксизм взрослых считается патологическим состоянием и может сказаться на здоровье ВНЧС (височно-нижне-челюстного сустава), а также эмали зубов.

В основе проявления бруксизма  лежит комплекс различных причин,, среди которых необходимо выделить следующие:

• психологические : бруксизм может быть следствием эмоциональной нестабильности, длительного стресса, перегрузок, перенапряжения.
  • неврологические: проблема может заключаться в нарушении деятельности центральной и периферической нервных систем, которые приводят к неврологическим и двигательным расстройствам. Причиной тонического напряжения жевательной мускулатуры может также стать поражение двигательных нейронов тройничного нерва или прием психотропных препаратов.
  • стоматологические:  довольно часто причиной бруксизма может стать завышенная пломба, недавно проведенное протезирование, ортодонтическое лечение, однако не у всех людей с окклюзионными нарушениями развивается бруксизм, что позволяет сделать вывод о том, что это состояние часто является многокомпонентным.

Дневной бруксизм несложно заметить, однако о ночном бруксизме пациент может не догадываться. Для того, чтобы заподозрить у себя бруксизм, нужно знать симптомы, которые могут возникать при этом патологическом состоянии:

• утренние головные боли
  • боли в височно-нижнечелюстном суставе, жевательных, височных мышцах
  • ощущение усталости в жевательных мышцах с утра
  • боль, напряжение в шее и плечевом поясе
  • комплекс симптомов дисфункции ВНЧС
  • также полезно проанализировать фотографии: при хроническом бруксизме жевательные мышцы гипертрофированы, причем часто несимметрично
  • стирание эмали на резцах, стирание бугров боковых зубов

Диагноз, как правило, устанавливается на основе анамнеза и собранных жалоб, а также клинической картины: оценка повышенной стираемости эмали, тонуса жевательных и височных мышц, открывания рта и наличия хруста и щелчков в области ВНЧС.

Лечение бруксизма зависит от того, что именно явилось причиной данной проблемы.

Если причиной бруксизма являются психо-неврологические причины, то стоматолог может назначить ношение ночной каппы для предотвращения повышенной стираемости. В ряде случаев ношение ночной каппы приносит облегчение за счет разобщения челюстей и расслабления мышц шеи и жевательной группы мышц. Консультация невропатолога  является обязательной и основной для такого пациента, ы ряде случаев невропатолог назначает терапию инъекциями ботокса для предотвращения развития дисфункции ВНЧС

Если причиной бруксизма являются стоматологические причины, необходимо провести полноценную диагностику и устранить эти причины, в противном случае эта проблема будет появляться снова по принципу «есть причина- есть следствие» и в итоге приведет в последствиям , таким, как

• дисфункция ВНЧС (височно-нижнечелюстного сустава)
  • повышенной стираемости бугров боковых зубов и режущих краев фронтальной группы
  • выраженной гипертрофии жевательных мышц и нарушении лицевой эстетики, часто сопровождающееся ассиметрией лица
  • мигрени ,головные боли.

К какому специалисту следует обратиться ,заподозрив бруксизм?

Проблемами бруксизма и дисфункции ВНЧС в первую очередь занимается врач- ортодонт, а также врач- ортопед -стоматолог.