Резекции верхушки корня

Резекция верхушки корня зуба – это хирургическая операция, которая требуется при наличии воспаленных тканей в корне зуба или возле него. Медицинское название операции – апикоэктомия. Проводится она в случае образования кисты или гранулёмы на корне зуба. Само слово «резекция» означает обрезание – то есть во время операции удаляются не только опухолевидные инфицированные клетки, но также частично иссекается корень травмированного зуба.

Показания к резекции верхушки корня зуба:

• кисты и гранулёмы возле корня зуба больших размеров
  • невозможность проведения лечения зубных каналов, например, при особенностях анатомии или невозможности провести хорошую медикаментозную обработку канала.

Важным условием для проведения операции является наличие костной ткани не менее чем 0,5-1 см по толщине, в противном случае может произойти перелом кости во время удаления кисты или гранулемы.

Кроме того, резекция корня зуба окажется малоэффективной при хронических пародонтите,особенно с повышенной подвижностью зуба (в этом случае зуб лучше удалить полностью вместе с кистой или гранулёмой). Операцию не рекомендуется проводить в случае, если корень зуба сильно разрушен самой кистой – удаление также окажется более эффективным способом лечения.

Противопоказания к операции:

• распространение кисты или гранулемы более чем на треть зуба – показано его полное удаление
  • сильная подвижность зуба
  • общие заболевания организма: нарушения сердечно-сосудистой, иммунной систем, сахарный диабет, психические расстройства, болезни кровеносной системы. Показания к резекции верхушки корня определяет врач, учитывая все особенности клинической ситуации , включая  общее состояние организма и все сопутствующие заболевания.

Как проводится резекция корня зуба?

Сама операция обязательно проводится под местной анестезией, и пациент совершенно не чувствует никаких болевых ощущений. При сильном волнении и повышенной чувствительности возможно применение премедикации.

Суть операции сводится к проведению следующих этапов:

• удаление нерва зуба (при его наличии – но, как правило, кисты и гранулёмы появляются у основания ранее пролеченных зубов) и пломбирование каналов больного зуба – данная операция проводится за 1-2 дня до основного хирургического вмешательства
  • введение анестезии – обезболивание в области оперируемого зуба
  • создание доступа к кисте: для этого десна разрезается и отслаивается от зуба, также создается надрез в костной ткани – такого размера, чтобы можно было беспрепятственно добраться до кисты.
  • удаление образования: из образовавшейся полости аккуратно извлекается киста, при помощи бора отрезается кусочек корня зуба. Очень важно удалить все остатки инфицированных тканей, после чего проводится антисептическая обработка пространства.
  • восстановление костной ткани: для того, чтобы на месте полости не осталось пустое пространство, оно заполняется костными материалами – аналогами живой кости пациента, либо плазмой его собственной крови
  • наложение швов: на ранку накладывается специальная защитная мембрана, которая самостоятельно рассасывается через некоторое время, после чего десневой лоскут возвращается на место и тщательно ушивается. Постоперационный период контролируется врачом- хирургом.

Эффективность операции

Вероятность рецидива заболевания сведена к минимуму, однако пациенту необходимо регулярно следить за состоянием зуба для оперативного удаления инфицированных тканей вокруг его корня в случае их повторного появления.

Костная ткань после удаления кисты или гранулёмы восстанавливается и функционирует естественным образом. Сохраненный зуб может прослужить еще не одно десятилетие. Сохраненная часть зуба может использоваться как опора для дальнейшего протезирования.

После резекции корня зуба

Восстановление травмированных тканей происходит, как правило, через неделю, а вот костной ткани требуется более продолжительный период – как правило, не менее 3-4 месяцев.

После операции могут возникать такие неприятные ощущения, как отек (проходят через 2-3 дня), незначительные боли, особенно при надавливании и пережевывании пищи.В течение недели после операции обязателен прием антибиотиков и витаминов для восстановления организма после инфицирования и лечения.

За операцию резекции берутся не многие специалисты, поскольку она является не столько сложной, сколько трудоемкой и кардинальной – ведь удаляется не только киста или гранулёма, но также и часть зуба. Но операции не стоит бояться – делать резекцию будут опытные профессионалы, имеющие огромный опыт работы в данном направлении.